Тарту-Юрьев-Дерпт

Домский собор (Toomkirik)

Домский собор

"Стоял он на большом холме, и холм этот назывался Домской горой.
Собор был огромен и великолепен — два его высоких стройных шпиля были словно из кружева.
А издалека эти шпили казались иглами, вонзёнными в небо.
В городе Юрьеве не было ничего выше их."

/Юрий Вронский "Юрьевская прорубь"/

Домский собор

Реконструкция Домского собора, 1950
© Wilhelm Neumann

Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).

Домский собор был наиболее величественным и, наверное, и самым высоким готическим зданием Старой Ливонии. Сегодня утверждается, что он был посвящен апостолам Петру и Павлу, чья атрибутика — ключ и меч — с герба епископства перешла на герб города. Однако все имеющиеся до Второй мировой войны упоминания и архивные источники говорят о церкви святого Дионисия. Её начали строить, по некоторым данным, сразу после покорения Тарту и въезда епископа осенью 1224 года.

Домский собор, 1524 (чертеж)
Домский собор, 1524

Культовые здания такого возраста во всем мире сильно «ушли в землю». Тартуское, наоборот, возвышается на двухметровой насыпи. Почва вокруг него увезена для бастионов строителями укреплений XVII и XVIII веков.

Домский собор

План Домского собора, 1827
© J. W. Krause

Этапы и планы строительства выявлены при исследовательских и реставрационных работах 1960-х годов. Так трехнефная зальная церковь без башен превратилась к XIV веку в четырехнефную базилику с заметными элементами романского стиля. В период высшего расцвета Тарту в XV веке Домскую церковь перестроили в духе поздней готики, и она изменилась до неузнаваемости. Западный фасад получил мощные, уникальные для Прибалтики двойные башни. Новый хор заменил прежнюю небольшую полукруглую и низкую, в ширину среднего нефа алтарную часть и увеличил здание на четверть. Четерыхнефное здание расширилось до пятинефной базилики, и общая площадь составляла почти 1690 кв.м. Не сохранилось ни одного оригинального изображения собора. По некоторым данным, он был похож на Мариинскую церковь в Любеке.

Домский собор, 1803

Домский собор, 1803

Восхищавший современников Домский собор служил после завершения верующим около столетия. Католиков притесняли в связи с реформацией уже с начала XVI века; они ушли из Тарту в 1558 году, после занятия города русскими войсками, разграбившими оставшееся имущество и склепы епископов. Когда в 1583 городом завладели поляки и началась контрреформация, своды собора уже разрушились, и его восстановление посчитали слишком дорогим. Его использовали в качестве сарая для хранения сена и немолоченого хлеба. В 1624 такой сарай сгорел от костра в ночь Ивана Купалы.

В XVIII веке инженерная команда разобрала третью часть каменной кладки башен. По преданию — с целью установить на оставшейся платформе пушки. На самом деле башни стали оседать после того, как подкоп горы, где сегодня устроены теннисные корты, а зимой каток, подошел близко к руинам.

Когда университет получил Домберг, то Краузе планировал построить в руинах, кроме библиотеки, и университетскую церковь, а в башенной части — обсерваторию. К счастью, ограничились одной библиотекой, которая была открыта в 1807 году, где ректор Паррот в своей речи сказал, что эти стены впервые стали служить для пользы человечества. Посетивший же университет 20 лет спустя Николай I выразил недовольство тем, что его брат Александр I позволил в храме построить мирской храм науки. Все же библиотека осталась там на 175 лет, но получила в 1928 году пристройку.

Хоры Домского собора

Хоры Домского собора, 1806

В остальной части мощные стены и опоры уже более четырех веков стоят без крыши и упорно не сдаются, хотя с каждым годом становятся все опаснее. Может быть, их поддерживает дева, которую, согласно легенде, живой замуровали в стену. Говорят, что злые силы мешали строительству собора и поэтому нашли девушку, согласившуюся стать ключницей, не знавшую, что это означает. Когда узнала, никакие мольбы не помогли, несчастную замуровали, и строительство могло продолжаться. В каждую новогоднюю ночь ключница на час выходит на Домскую гору (Домберг), и если ей удастся накинуть ключи на шею встречной женщине, то та должна занять ее место. Неизвестно, часто ли менялись ключницы, но легенда не лишена оснований, так как в стенах нескольких старых церквей (рижская церковь Якова, церковь Пярну-Яагу-пи) в XVIII веке, по данным Хупеля, действительно находили скелеты.

Есть еще другие легенды. Раз в сто лет под подвальными сводами собираются вороны. Кто услышит и поймет их разговор, станет сверхмудрым. Ходят слухи о подземном ходе, который якобы ведет из Домской церкви в пещеры Арукюла на заречной стороне Эмайыги. Местная почва для этого негодна, но особенно в Северной Эстонии, действительно, находили потайные ходы длиной больше километра. На Домберге легенду питают остатки построенных для обслуживания бастионов подземных ходов.

После переезда библиотеки в новое здание выдвигались разные проекты по консервации развалин и постройки там летней сцены. В 80-е годы польские реставраторы успели отреставрировать только бывшую библиотеку, где теперь находится открытый в 1976 году в главном здании Музей истории университета, конференц-зал и великолепный камерный зал. В музее представлена беспримерная экспозиция по истории науки с оригинальными приборами и печатными изданиями за всю историю университета. В бывшем читальном зале с хорами и лестницами проводятся концерты, конференции и выставки. Последние устраиваются также в зале Моргенштерна на третьем этаже.

Зал Моргенштерна

Зал Моргенштерна в музее истории универистета

2001 году была начата консервация руин и строительство обзорной платформы, которое завершилось к ганзейским дням 2005 года.


Другая информация по теме:

Когда-то очень давно этот собор, стоящий ныне в руинах, господствовал над всей панорамой города Тарту.

Собор был заложен в середине XIII века, к концу того же столетия он был почти полностью завершён в своём первоначальном виде. Тогда на северной своей стороне он имел целый ряд капелл. В XV веке собор ещё больше расширили и теперь с южной стороны тоже располагались капеллы. Так строился собор, не имевший аналогов во всей Ливонии.

Необычен западный фасад собора, благодаря огромным башням, пристроенным в XV веке.

Во второй половине XVI века, во время Ливонской войны, собор сильно пострадал, был заброшен, начал медленно, но верно разрушаться. Верхние части башен собора были снесены в 1770 году. В результате неудачной перестройки в начале XIX века восточной части здания под университетскую библиотеку, было искажено алтарное помещение собора.

Домский собор

Домский собор в разрезе

Но этот собор до сих пор поражает своей монументальностью и величием. Когда входишь в его развалины чувствуешь, что хоть это и руины, но и в них есть немалая часть того величия, каким обладал собор, когда твёрдо стоял на земле.

Надо сказать несколько слов о причинах побудивших строителей этого уникального собора воздвигнуть его именно в Тарту. Прежде всего, следует помнить, что в Тарту находилась резиденция богатого и влиятельного епископа, которому по чину полагалось иметь в своём распоряжении солидный собор.


Хроники сообщают, что в 1224 году город Тарту был избран местом будущего собора.

Строительные работы развернулись, вероятно, во 2-й трети XIII в.

План Домского собора

План Домского собора. Черная линия - первоначальная церковь 13 века.

По первоначальному плану это была трехнефная базилика с восемью травеями.

Для внешней архитектуры этой кирпичной постройки характерны массивные контрфорсы, а для интерьера - почти отсутствие гладких стенных поверхностей. Стены здесь насыщены карнизами, оконными проемами, нишами под ними и вертикальными опорными тягами. После того как возведение внешних стен базилики частично завершилось, она стала достраиваться как зальная церковь; на ее северной стороне между контрфорсами были сделаны капеллы. Но затем, вероятно, уже в XIV в. продольную часть церкви снова превратили в базилику, и при этом на южной ее стороне возвели межконтрфорсные капеллы.

Достойны внимания восьмигранные столбы с угловыми тягами центрального нефа, которые повернуты углами в сторону нефа. Чрезвычайно редок для Ливонии имеющийся в соборе обозначенный нишами трифориумный пояс. Стены центрального нефа поддерживались сбоку треугольными опорными стенками, расположенными над сводами боковых нефов, заимствованными из цистерцианской архитектуры.

Домский собор

Библиотека Дерптского университета. Гравюра 1821 года

О первоначальном хоре точных данных нет; предполагается, что он был квадратным, с полукруглой апсидой. Очевидно, в конце XIV или в начале XV в. был заложен новый хор с деамбулаторием. Расположение восточного столба на его центральной оси указывает на возможное влияние парлеровской архитектурной школы 2-й половины XIV в. Возможно также, что этот хор планировался как базилика но в 1470-х гг. был закончен уже как зальное помещение. На восточном щипце собора располагались полигональные башенки.

Первоначальный западный фасад собора членили контрфорсы, полигональная башенка и портал, перед которым раполагался притвор с открытой передней стороной. Подобные притворы были задуманы также на южном и северном фасадах.

Вероятно, в конце XV-начале XVI в. перед западным фасадом появилась массивная постройка с двумя большими башнями, которая имела и оборонное значение. Мастер-строитель башен, возможно, перестраивал также епископский замок в Вастселийне.

Со времен Ливонской войны собор в развалинах. В связи с укрепительными работами в XVIII в. верхние части башен были снесены. В 1804-1807 гг. хоровая часть перестроена в библиотеку университета (архитектор И.В. Краузе).


Домский собор является одним из ведущих памятников готической культовой архитектуры в Эстонии.

В средневековье над всей панорамой Тарту вместе с епископским замком господствовал кирпичный комплекс собора, посвящённый апостолам Петру и Павлу. В наши дни даже развалины его поражают величием.

Домский собор

Собор был заложен в середине 13 века, к концу того же столетия он был почти полностью завершён в своём первоначальном виде. Здание тогда имело 4 нефа. 4-ый неф образовался из ряда капелл, встроенных между сильно выступающими контрфорсами северной стены. Эти капеллы объединялись в одно пространственное целое с боковым нефом при помощи проёмов в северной стене собора.

В 15 веке собор стал пятинефным, пятый неф образовался на южной стороне собора из таких же капелл, как и северный. Так сложилась плановая и пространственная структура собора. Первоначальный вариант церкви, имевший ряд деталей, характерных романской архитектуры, был готов в конце 13 века. О богослужениях в этом соборе в 1299 году писал епископ Бернхард.

У церкви, построенной к этому времени не было двух монументальных башен, а были только маленькие, полукруглые башенки на западном фасаде, вход тоже находился в западной стене.

Перестройка собора началась в первой четверти 14 века и длилась много лет. Продольное помещение было переделано в трёхнефную базилику, и этот вид оно сохранило до сих пор. Своды продольного помещения опирались на восьмигранные столбы. Своеобразен западный фасад собора благодаря массивным башням.

В 15 веке было перестроено алтарное помещение, однако, не в виде базилики как продольная часть, а в виде полигонального трёхнефного зала. Своеобразное явление, редко встречающееся в Эстонии, представляет опорный столб, находящийся на центральной оси хора. По данным работ доктора искусствоведения В.Вага в этом отношении хоры собора имеют сходство с хорами церквей в Чехии и Южной Германии.

Домский собор

Мощные две башни в западной части собора (в 15 веке - 68 метров) были построены во второй половине 15 века. Часть башен была разрушена по стратегическим соображениям во второй половине 18 века. Наличие двух башен - редкостное явление в церквях Эстонии.

Интерьер Домского собора пострадал уже в январе 1525 года, когда охваченные реформационным движением, народные массы уничтожали в церквях алтари и иконы. Разрушение собора снаружи началось во время Ливонской войны. Церковь стали использовать как помещение для хранения соли и зерна. Общее состояние здания всё же было ещё настолько хорошим, что предполагалось восстановить церковь, но продолжавшиеся военные действия не дали осуществить эти намерения.

Деревянные части собора сильно пострадали в 1602 году, когда город был осаждён польскими войсками. В городе не хватало топлива, и солдаты сожгли почти все деревянные части собора. Многие своды церкви разрушило время.

Домский собор

В 1580 году кардинал Радзивил писал, что без больших затрат собора не восстановить.

В 1613 году собор был уже в развалинах. Окончательно разрушен в 1624 году при пожаре, возникшем от костров Ивановой ночи.

Долгое время в уцелевшей части собора находилась библиотека Тартуского университета (до постройки нового здания).

В настоящее время находится Музей Тартуского университета и ведутся работы по реставрации разрушенной части собора.

Последнее обновление:
Поделиться:

Источники:


© 2009 Тарту-Юрьев-Дерпт